TwinCat (twincat) wrote,
TwinCat
twincat

Categories:

Наиль Измайлов, "Убыр".

Наиль Измайлов, "Убыр". СПб, Азбука, 2012. Тираж 10 000, подарок автора.

У моего экземпляра книги нелегкая судьба - он ровно три года, день в день, простоял на полке. Недолюбливаю хоррор, честно сказать, и даже Кинга не читал уже пару пятилеток, так что при всех угрызениях совести страх за душевное спокойствие и равновесие побеждал. Три года, а потом у автора в ЖЖ возник некий диспут, и уже делом чести стало "Убыр" прочитать. И слава богу, кстати, и не жалею. Захватывающее чтение.

Сюжетно все не шибко сложно, простая казанская семья, кстати явно списанная с семьи автора, муж, жена, сын-подросток и дочка восьми лет; родители едут в деревню на чью-то могилку и цепляют там НЁХ прямо в мозг, каковая начинает пожирать окружающих, используя маму с папой рассказчика (этого самого подростка) как базу. Мальчик, к счастью для сюжета, оказывается комонсом, то бишь несъедобным для твари, борется с ней и локально убарывает при помощи Мудрого Наставника-Покровителя Главного Героя. Локально - поскольку повествование обрывается перед самой главной дракой по спасению родителей, простите за спойлер.

Теперь по пунктам. Характеры героев... ну наверное на "хорошо", не более. Единственное исключение в лучшую сторону - МНПГГ, ну это уж как водится, на то и второстепенные герои. Остальные прорисованы довольно схематично, надо признать, только сам рассказчик довольно подробно; но сживания с образом лично у меня не случилось, видать, стар я стал. Антураж и колорит... ну тут поуверенней "хорошо", хотя местами сюжет завернут так, что не понимаешь, где герой бредит, а где реальность, почти как Привалов на диване. На безусловное "отлично" у автора фантастическое допущение, вот все, что с ним связано - крайне интересно, необычно и познавательно.

Автор "как бы говорит нам" - хрен чо вы знаете о вашей России, товарищи, тут такие углы есть, такие древние верования, что ислам с христианством отдыхают. И вся эта фигня может в любой момент вылезти и устроить аяяяй, и спасибо скажите, если между вами и НЁХ будет хотя бы один мальчик. И еще автор как бы говорит нам (здесь сугубое имхо) - русские совсем чужие на той земле, да и татары-то уже не те, что когда-то. Очень врезается в память фраза "язык - это оружие".

Что осталось? Боёвка, как обычно у автора, хорошая, динамичная и - мне кажется - достоверная. Логика сюжета - сперва несколько туманная, но дальше все становится по местам, нормально. Татарский колорит - сильно украшает книгу. Забавна очевидная неприязнь рассказчика (и видимо автора) к лесу - похоже, степь все же в генах, я встречал такое у казахов.

Суммарно честные 7.5/10, конкуренция Кингу составлена и даже без явного проигрыша. Что же до упомянутого диспута - ну черт его знает, может такие русские в Татарстане живут, что оставляют общее негативное впечатление. Может и нет, впрочем.
Subscribe

  • Редакторское, мелкое.

    Несколько раз пришлось автору указывать - вот тут у вас говорится одно, а вот тут противоположное, так трусы или крестик? На пятый раз придумался…

  • Вопрос англоговорящим.

    Нэ було в баби клопиту, громадьяне. Опять я подписался на редактуру некоторого текста. И почти сразу случился небольшой клэш с автором. Сюжетно -…

  • Раковое.

    Меня не перестает удивлять, какую кучу компромата обычно вываливают на тех, кто проиграл подковерную схватку за место в обойме власти. Уж чего мы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 110 comments
Вот Убыр, в отличии от Кинга, который у меня кроме зевоты ничего не вызывает, впечатление произвёл атмосферностью, ощущением страха мальчика, в первой книге и в начале второй. А вот дальше вторая часть все больше стала напоминать "Главный полдень" Миррера, особенно по методам отлова носителей "чужих".
Ну дак я ж не зря комонсов упомянул.
Переезжаем сюда :)

Мы с вами апеллируем каждый к своему кругу знаний. Вы к огромному филологическому багажу терминов, концепций и материалов, я - к израильским друзьям и походам в гости. Причем для каждого из нас свой круг намного более убедителен, чем круг оппонента, что психологически вполне объяснимо.
Но ведь мы анализируем текст, а не личность автора, правильно? А как можно анализировать текст через призму походов в гости? Это даже не биографический метод, конечная цель которого, снова-таки, не анализ текста, а реконструкция механики творческого процесса за счет биографического материала. Или я с самого начала исходила из неверной предпосылки, что мы анализируем все-таки текст?
А может, мы специфику рецепции текста анализируем? Но в этом случае от структур тоже никуда.

При этом я по привычке пытаюсь перейти к фактажу, то бишь реальным признакам, подмеченным тетенькой и, увы, отчасти мною (про христианство она не права совсем, ислам там тоже вскользь приложили) - а вот вы, простите, уходите в эмпиреи, из которых не видна разница между дядей Валей и дядей Вилей.
Так объясните мне эту разницу, пожалуйста. Мне вот с учетом жанровой принадлежности и формы художественной условности данного текста кажется, что эта разница непринципиальна. Вы считаете, что дядя Валя и дядя Виля породят в воспринимающем сознании совершенно разные коннотации, критически влияющие на рецепцию?
Ну аб ово так аб ово. Что мы анализируем? Мы анализируем не текст "Убыра", избави нас Аллах. Мы рассматриваем текст "тетеньки" в надежде понять, были ли у нее основания увидеть то, что она увидела в тексте "Убыра". Для этого анализа исходника не нужно, достаточно просто перебрать персонажей, поставить им некую оценку по шкале положительности (вне зависимости от того, насколько персонаж проходной), а затем подобрать к ним национальность - заявленную или подразумеваемую.

И искать в получившемся закономерности.

И я так понимаю, вы все это проделали вслед за мной, в принципе согласились в наличии таких закономерностей, но считаете - вот тут я не совсем понял - то ли, что это никого не должно волновать в принципе, то ли, что автор имеет на это право в рамках жанра.

По порядку ведения диспута у меня единственная просьба. Если не затруднит, можно вести его на русском языке, а не на профессиональном? Я как бы заранее заявил, что не являюсь филологом, если помните.
Ага, текст тетеньки анализируем, отлично. Тогда позвольте уточняющий вопрос: релевантно ли оценивать существо, в которое вселяется злой дух, с точки зрения национальности? Вам такой подход не кажется абсурдным, тем более что злой дух в "Убыре" вселяется в людей без оглядки на национальность? И не является ли фраза тетеньки о том, что "герой-татарин убивает русских (и некоторых непутевых татар)", свидетельством перверсивного восприятия текста?

twincat

April 1 2015, 14:51:50 UTC 6 years ago Edited:  April 1 2015, 15:46:27 UTC

Абсолютно нерелевантно, ответ очевиден. Кого поймал, того и съел. И за фразы тетеньки я как бы ответа не могу нести, но есть одно но. Она, тетенька эта - как та собака, видит и чует, но сказать не может. Повторю еще раз, рискуя набить себе шишку на лбу, как обезьяна из того анекдота - кто в романе русские и как они себя ведут?

Про Михалыча и "казёль" я говорил в самом начале. Про дядю Валю, который таки радикально отличается от дяди Вили - уже раза три. Еще один момент вскользь, цитирую:

"– Малой, ты чей, я забыл? – спросил дядя Валя совсем другим тоном.
– Дед, да ты сядь, неудобно же… – продолжил было пухлый, но гад продолжил:
– Равиля, Коськин, Брынзы? Ага, Брынзы. Ты сейчас фуфлом не играй, а быстро сядь на копчик, пока он есть. А то Брынза с Толиком тебя прямо на сто четвертом встретят и быстро в опуски пропишут, я это обеспечу."

Упомянуты четыре лидера бандитов, из них татарин всего один, Коська и Толик явно русские, Брынза неясно, но я бы склонился к его русскости.

Все еще мало?

UPD: Да, выходит, все же анализу подвергается текст самого романа, прошу прощения. Был неправ. Но вопрос остается стоять.

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

yurich_

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

yurich_

6 years ago

idelle_m

4 years ago

twincat

4 years ago

idelle_m

4 years ago

Другая ветка :)

Слушайте, вы открыли мне глаза. Боря Лейкин, он же Бармалейкин из "На задней парте" - он, что ли, еврей? И у них со Знайкиной-Зазнайкиной национальный конфликт? А Лейкин показан двоечником в порядке дискредитации известного стереотипа? :)
А какой маркер русскости отрицательного персонажа для вас в "Убыре" настолько же однозначен, как тфилин?

Буду спорить насчет Ежика. Ежик - романтик. Гендер здесь роли не играет.

Вы мне лучше посочувствуйте по поводу того, что я теперь в собственном журнале вынуждена с оглядкой писать :(
Никогда об этом не думал, но Боря Лейкин однозначно еврей, это факт железобетонный. Ну в крайнем случае по отцу - может быть, потому и двоечник. Фишка в том, что в мультфильме я чот не помню систематического муссирования данной темы, да и персонаж не сказать чтоб отрицательный совсем уж.

Насчет маркеров - вы же спросили "для вас", да? - конечно же дядя Валя с его речью и с обращением к нему "дед", а не "абый", допустим. Русо маньяко вульгарис. Крестик, в связке с неблагополучностью семьи. По второму кругу заходим, однако :)))

За Ежика спорить не стану, имхо у него много женских черт, но это не та позиция, за которую я буду биться до последнего снаряда.

И я вам, конечно, сочувствую, но вы мне тоже посочувствуйте - я мог никогда не узнать о таком шедевре, случайность помогла :)
А я-то думала всю жизнь, что Борей Лейкиным его назвали, чтоб с Бармалейкиным созвучно было. А оно вон оно что. А Знайкина мало того что Оля (Хельга), так еще и блондинка. Арийка, небось. Орднунг любит. А Лейкин лохматый брюнет, хулиган и кляксы в тетрадки сажает. И все проблемы в мультике от него. Ндаааа. Вот ты какая, взрослая жизнь. Кстати, о Ежике. Ежик в профиль на Ландау в молодости похож, не находите? А Медвежонок - это, наверное, советская власть?

Так проблема в том, что ни один из перечисленных вами маркеров, за вычетом креста, пожалуй, объективно не является однозначным. А крест у Лехи, а Леха не отрицательный персонаж, он жертва нечистой силы. А непутевые Лехины родители в романе не выписаны. Они не персонажи.

Когда люди перестанут сходить с ума и вернутся в человекообразное состояние, я обязательно раскрою все подзамки, честное слово.

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

yurich_

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

m61

6 years ago

twincat

6 years ago

m61

6 years ago

twincat

6 years ago

m61

6 years ago

twincat

6 years ago

m61

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

m61

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

twincat

6 years ago

m61

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

m61

6 years ago

the_mockturtle

6 years ago

m61

6 years ago

twincat

April 5 2015, 23:26:59 UTC 6 years ago Edited:  April 5 2015, 23:32:03 UTC

Обещанный коммент с существенной задержкой и пропажей большей его части с планшета, увы. Восстановлю по памяти как смогу.

1. "Начни вы вычитывать в нем национальные подтексты" - не начинаю. Это вы, с упорством, достойным лучшего применения, пытаетесь выставить меня национально озабоченным дебилом, который решительно всюду ищет оные. И Саша прям крайне душевно сравнил меня с отмороженной на оба уха израильтянкой. Еще раз повторяю - прочти я "Убыр" без тетеньки, скорей всего обошлось бы тем, что поморщился бы чуть, даже, не исключаю, не поняв, из-за чего. Сюжет отличный, он бы заслонил мелочи. Но поскольку тетенька выставила претензию, я добросовестно попытался разобраться, какие у нас под претензией факты, и как это вышло, что сорок комментаторов во главе с автором кроме банановых шкурок аргументов не нашли. И оказалось, что факты есть, и они упрямая вещь, как ни тверди про сказочных гопников.

2. "Если фамилия маркер (национальной принадлежности) недостаточный, то вся ваша гипотеза... рушится". Для хромых и зрячих еще раз сообщаю - фамилия Лейкин есть твердый маркер национальности, особенно вкупе с именем Борис. Для них же довожу до сведения, что национальность и национальный подтекст - понятия разные. Вот так вот, "евреи есть, а вопроса нету". И уж если вам обязательно надо, чтобы я искал подтекст в мультфильме - извольте, он следующий (причем опять же, скорее всего, бессознательно вложенный): евреи в СССР есть, а вопроса национального нету, ассимилировались и это отлично, от русских шалопаев не отличаются ничем. И это подтекст, если хотите, интернациональный.

3. Вы в который уже раз вскользь обходите тему о системности национальных маркеров в "Убыре" vs. отсутствия таковой в "На задней парте". Вы блестяще доказали, что и в случае родителей Лехи, и в случае Михалыча, и в случае Коськи-Толика-Брынзы, и особенно в случае дяди Вали ВОЗМОЖНЫ ПРИ НЕКОТОРЫХ УСЛОВИЯХ их прочтения как нерусских, а в первых двух случаях допустим их перевод в категорию персонажей нейтральных или даже положительных. Плюс вы (думаю, с подачи автора) приводите ряд нейтральных русских проходных персонажей (причем их не пытаетесь идентифицировать как татар-марийцев-украинцев). При этом вы замечательным образом обходите вопрос о том, что, собственно, помешало автору облегчить вам задачу и выписать первую цепочку персонажей явными этническими татарами (и заодно обойтись без неприятной решительно всем сцены с крестом).

4. "РЛО" - отчасти шутка, отчасти более короткий вариант написать "вся вот эта хрень, которую почувствовала тетенька и которую вычленил из текста ваш покорный слуга". Не стоит тут слишком серьезно. Еще раз говорю, я национально не озабочен, мне за державу обидно.

5. Я давно заметил, что я для вас "прямо как некоторые ваши студенты". Знаете, уж хотя бы жизненным опытом я от них точно отличаюсь. И что интересно, вы, видимо, считаете, что ведете диалог на родном для вас поле филологии и философии - а я поле диспута упорно отказываюсь считать таковым, для меня это больше детективное расследование, и улики говорят не в пользу автора, как бы ни вился его адвокат. Вы, кстати, до сих пор считаете "Убыр" волшебной сказкой, да? Чувствую, ваша докторантура по несколько иной теме.

6. Аленафобией не страдаю. Но гениальные сатирики, вот как вы, например, обычно бывают лично задеты адресатом своих сатир, истинные шедевры - они при личной вовлеченности возникают. А личная вовлеченность может проявляться в неожиданных местах. Я, конечно, очень польщен, что вы так близко к сердцу принимаете культурные и политические проблемы именно моей страны - не в пользу своей и всех окружающих и отдаленных - но как адвокату в процессе я бы дал вам отвод. Реально, ничего личного, с огромным уважением к вам, вашему таланту и терпению, юмору и эрудиции.

the_mockturtle

April 6 2015, 07:34:50 UTC 6 years ago Edited:  April 6 2015, 07:35:31 UTC

И оказалось, что факты есть, и они упрямая вещь, как ни тверди про сказочных гопников.
Фактов нет, есть домыслы. Интерпретации. Нигде эксплицитно не заявлено, что отрицательные персонажи - русские. Не использовано ни одного однозначного маркера русскости для отрицательного персонажа. Так что, увы, фактов нет.

фамилия Лейкин есть твердый маркер национальности, особенно вкупе с именем Борис.
Фамилия Лейкин даже в объективной реальности не есть твердый маркер национальности, что уж о мультяшной реальности говорить.

Вы в который уже раз вскользь обходите тему о системности национальных маркеров в "Убыре" vs. отсутствия таковой в "На задней парте".
Ойдану. Я вам в который раз говорю, что системность национальных маркеров в "Убыре" существует только у вас в голове. Дядя Валя - персонаж, не маркированный однозначно, как русский, этнический состав бандитов неоднороден, мальчик Леха - не отрицательный персонаж. Где система? Я вам такого барахла с опорой на богатый внутренний мир интерпретатора в "На задней парте" найду вагон. К примеру, известны ли вам дебаты о еврейскости Ньютона, который фигурирует в мультике? А что-нибудь о расовой физике слышали? В одной из серий мультфильма Бармалейкин вредительствует, желает извратить развитие науки, похищая у ученых их приборы - фактически, делает то, о чем писал Ленард. Не? Не нравится такая интерпретация?

Плюс вы (думаю, с подачи автора) приводите ряд нейтральных русских проходных персонажей
И рептилоиды, вы забыли рептилоидов. На самом деле я просто взяла электронную книжку и осуществила в ней поиск по славянским именам и по прилагательному "русский". Результаты очевидны.

причем их не пытаетесь идентифицировать как татар-марийцев-украинцев
По вашим стопам иду. Nomen est omen, да?

обходите вопрос о том, что, собственно, помешало автору облегчить вам задачу и выписать первую цепочку персонажей явными этническими татарами (и заодно обойтись без неприятной решительно всем сцены с крестом).
С натуры писал. Наткнулся в электричке на криминальный элемент, запали они ему в душу и перекочевали на страницы произведения. Там ведь все такое реальное, особенно электричка, нет?
Сцена с крестом неприятна в физиологическом смысле, но такова ее сюжетная функция, блестяще, кстати сказать, выполненная. Что в ней еще такого "решительно всем" неприятного? Как еще нечисть, сидящая в Лехе, могла обойтись с крестом?

мне за державу обидно.
Я и говорю - фильтры специфические.

Я давно заметил, что я для вас "прямо как некоторые ваши студенты".
И снова выборочное чтение. Там, вообще-то, было слово "сейчас". В данный конкретный момент времени.

для меня это больше детективное расследование
Да хоть розовый слон. Но объективно это текст, анализируем мы его структуры, и методы должны выбирать соответствующие. Вам ведь не понравится, если я со своим литературоведением в вашу химию полезу?

Вы, кстати, до сих пор считаете "Убыр" волшебной сказкой, да? Чувствую, ваша докторантура по несколько иной теме.
Дак докажите мне убедительно и твердо, что "Убыр" не волшебная сказка, умойте старушку. Я вам кучу вопросов задала, оставшихся без ответа. На морфологию волшебной сказки можно посмотреть в одноименной работе Проппа, например.

истинные шедевры - они при личной вовлеченности возникают.
Снова пальцем в небо. При личной вовлеченности я вообще писать не могу. А Джеймс Батькович Джойс вообще писал, что дистанция для художника - все. А Генри Батькович Джеймс считал, что личная вовлеченность губит искусство. Ангажированность художника - всего лишь одна из возможных эстетических концепций, далеко не всеми разделяемая. Впрочем, это не первое смелое обобщение, которое вы делаете в нашей дискуссии.
И да, с культурными и политическими проблемами вашей страны - это действительно не ко мне. Я думала, мы текст анализируем.
Алена, я честно искал с вами точки согласия. Судя по всему, не нашел ни одной. Предлагаю заканчивать диспут, мне уже порядком надоело. У нас с вами разногласия буквально во всех вопросах - в наблюдаемых фактах, в концепции их трактовки, в выводах из фактов. Просто на разных языках говорим. И обвиняем друг друга в слепоте и глухоте, в натяжках и передергиваниях.

Хватит, наверное.

Безусловно, меня подмывает по инерции отвечать и дальше, но я воздержусь. Беклемишев учит нас, что в женской логике аргумент, оставшийся без ответа, автоматически считается доказанным - ради бога, можете считать, что я слил, лично для вас мне не жалко.

Но он же говорит, что в тяжелых случаях для окончания спора допустим аргумент "по-своему она права". Предлагаю принять этот аргумент и отвести от линии соприкосновения тяжелые вооружения.

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

wim_winter

6 years ago

twincat

6 years ago

хехе. давненько не читывал людей, у которых миреровские словечки в активном словаре;)
ну не все же башни ПБЗ поминать )) никогда бы не подумал, что доживу до времени, когда меня будет натурально воротить от этого мема, так его форсят обе стороны
Ну да, сейчас в моде депрессивная телепация и прочий дистанционный выеб мозга;), а у Александра Исаковича на эту тему было придумано сильно позитивнее.

зы. У меня ж КЛФ "Контакт" в анамнезе;).

twincat

5 years ago

gekkkon

5 years ago

twincat

5 years ago

gekkkon

5 years ago

twincat

5 years ago

  • Редакторское, мелкое.

    Несколько раз пришлось автору указывать - вот тут у вас говорится одно, а вот тут противоположное, так трусы или крестик? На пятый раз придумался…

  • Вопрос англоговорящим.

    Нэ було в баби клопиту, громадьяне. Опять я подписался на редактуру некоторого текста. И почти сразу случился небольшой клэш с автором. Сюжетно -…

  • Раковое.

    Меня не перестает удивлять, какую кучу компромата обычно вываливают на тех, кто проиграл подковерную схватку за место в обойме власти. Уж чего мы…